Как приходит интернет
История с чердака
Задумывались ли вы, откуда к вам приходит интернет? Понятно, что где-то далеко существуют оптические магистрали, точки присоединения, маршрутизаторы и серверы. Но это где-то там, в «заоблачных далях». А совсем рядом с вами этот самый интернет проходит через чердаки.
После того как готово основное оборудование проложен оптический кабель до дома, запущены узлы доступа (у большинства провайдеров ставится один на два подъезда), наступает часть работы бригады монтажников. Это прокладка «последней мили» от технического этажа в квартиру пользователя. Во всем мире признано, что последняя миля самое важное. Именно она является всегда «узким местом», и от нее зависит качество услуги. «Полулевых» провайдеров мы рассматривать не будем, а для «нормальных» именно она определяет качество с магистральными каналами у них все хорошо.
Чтобы посмотреть, как это происходит, я напросился на экскурсию с бригадой «Билайна» мы побывали на одном подключении.
Бригада состоит их двух человек, которые выполняют несколько подключений в день. Пик работы приходиться на сентябрь-декабрь. Особенно на время, когда приезжают студенты и школьники. Однако, как отметили монтажники, с запуском IP-TV от «Билайна» даже в то время, когда обычно активность спадает, подключений меньше не стало. 2010 год выдался нелегким, и даже перед Новым годом темпы подключения не снижаются.
На работу в среднем выделяется два часа. За это время бригады успевают протянуть кабель и настроить точку доступа у одного пользователя. Иногда, правда, бывает, что надо подключить и интернет, и телевидение, и даже роутер настроить тогда подключение длится чуть дольше.
Точки коллективного доступа расположены в железных ящиках. Обычно разные провайдеры располагают их рядом друг с другом |
Кстати, все провайдеры пользуются одной "чердачной магистралью" (существует такая договоренность), чтобы провода не тянулись по всему техэтажу. |
Одна из самых ответственных операций - "обжимка" кабеля |
Итак, день бригады начинается с того, что, получив наряд в офисе, ребята отзваниваются клиенту, уточняют, на месте ли он, и выезжают на «точку». Работа начинается с посещения ТСЖ (домоуправления). Сначала надо получить ключи от технического этажа, где расположено оборудование. Когда «оптика приходит в дом», она, как правило, приходит на технический этаж чердак. Там устанавливается оборудование (точка коллективного доступа), от которого дальше уже до квартиры приходит кабель.
В нашем случае «засадой» оказались ключи. Монтажникам их выдали быстро и без проблем, но не те. Хотя такое бывает крайне редко. «Вообще с ТСЖ отношения хорошие, как правило, никаких сложностей мы не встречаем», отметил Роман, монтажник работавшей с нами бригады. «Билайн», как все повайдеры, кстати, платит домоуправлениям за аренду «места» под оборудование, поэтому можно сказать, что на провайдерах «подзарабывают» и ТСЖ, а не только провайдеры на пользователях. Впрочем, сумму этих платежей я не уточнил.
В посещенном нами доме были представлены не менее пяти провайдеров. У трех проложены отдельные вертикальные стояки (пластиковые трубы в самом подъезде), остальные, в том числе и «Билайн», проходят по технологическим стоякам до электрощитка на этаже (слаботочные стояки, предназначенные для прокладки различных несиловых проводов). Кстати, когда вам протягивают кабель как бы из щитка, не стоит бояться никаких электрических и прочих проводов там нет и, если вы зачем-то полезете посмотреть на провод, который тянется до вашей квартиры, током вас точно не ударит. Для интернет-провайдеров в щитках предусмотрен специальный сектор, а «электричество» должно быть закрыто на замок.
Помещения техэтажа, в которое мы попали, оказалось в отличном состоянии там даже был свет, правда, выключатель был здорово замаскирован, и некоторое время мы обследовали чердак в полной темноте. «Нам не всегда так везет, бывает и высота в полметра, когда приходится передвигаться ползком, бывает и очень грязно, рассказал Роман. В новых домах приятно работать, хотя тоже бывает, что техэтаж завален и мусором, и дохлыми голубями».
Вот так и происходит прокладка по "чердачной" магистрали |
Сейчас кабель будет входить в технологический стояк |
Это действительно один из образцовых тех. этажей |
Хотя сам технический этаж был чистым и сухим, но лазить между подъездами не очень приятно. Мое «пузико» с трудом пролезало в некоторых местах. Дотянув кабель до ящика с точкой доступа, Роман приступил к самой ответственной части обжимке. От того, насколько правильно выполнена эта операция, сильно зависит качество клиентского канала.
Затем прокладка кабеля сначала по чердаку. Кстати, все провайдеры пользуются одной «чердачной магистралью» (существует такая договоренность), чтобы провода не тянулись по всему техэтажу. А потом спуск по технологическому стояку до электрощитка. Оставшиеся пару метров уже пройдут по стене. «Этот этап проходит достаточно быстро, сказал Роман Н. Больше времени уходит на настройку оборудования, особенно если подключается не только интернет-доступ, но и IP-TV. Телеприставка после подключения регистрируется в сети и скачивает обновления собственной микропрограммы».
На техническом этаже моё "пузико" пролезало с трудом |
"Протяжка" по электрощитам на этажах. Для слаботочных кабелей в них предусмотрена отдельная секция. А часть "под 220В" закрыта на ключ |
Осталось последнее - пара метров до квартиры по стене... |
Вообще, несмотря на кажущуюся простоту, дотягивание провода до квартиры процесс далеко не из легких. Помимо неудобств, связанных с неважным состоянием технических этажей, не всегда можно сразу найти ключи от помещения. Иногда жильцы сами вешают замки и не дают ключи тому же ТСЖ. В итоге ребятам приходится проделывать чуть ли не акробатические номера, чтобы попасть к своему же оборудованию. Что говорить, и пользователи бывают разные. Однако все мы хотим иметь доступ во Всемирную паутину, поэтому давайте внимательней относиться к тем, кто этот самый интернет «доставляет» к нам в дома.
// С.Дитятев
|