100-летняя война
Мобильное мошенничество
Тема мобильного мошенничества продолжает оставаться актуальной. «Большая тройка» сообщает об активном противодействии мошенническим схемам и снижении количества жалоб абонентов. Впрочем, пока можно говорить лишь
о снижении активности мошенников, а не о победе над ними.
Целью мобильного мошенничества являются, естественно, деньги. Впрочем, именно монетизация действий и является тем самым «узким местом», где операторы и контент-провайдеры могут «поймать за руку». Основным способом получения денег пока еще остается использование коротких премиум-номеров, отправка SMS на которые может стоить нескольких сотен рублей за штуку. Впрочем, сейчас мошенники активно ищут альтернативные способы.
А на «широком фронте» интернет-мошенничества, которое тоже опирается на перевод денег через премиум-SMS, также заметно снижение активности. Антивирусная компания «Доктор Веб» (drweb.ru) отмечает в июле 2010 года 280 тыс. случаев обнаружения вируса Winlock против 480 тыс. в июле (940 тыс. в мае). Напомню, что Winlock блокирует работу Windows незакрываемым окном (или порнобаннером) с требованием для разблокировки отправить SMS на короткий номер.
«Доктор Веб» отмечает и новую тенденцию: «Из-за усиленного противодействия SMS-мошенникам авторы блокировщиков вынуждены в очередной раз задействовать другие схемы монетизации. Они используют новые электронные платежные системы и даже начинают предлагать пользователям несколько вариантов передачи денег за разблокировку на выбор». В частности, новая вирусная интернет-эпидемия, пока, правда, в основном зарубежная, теперь ориентирована на кражу паролей в банковских программах и системах «виртуальных денег» (WebMoney, «Яндекс. Деньги» и др.).
Новым фактором стало то, что, по сообщению компании «Доктор Веб», к концу июня этого года в 30% случаев заражения блокировщиками злоумышленники требовали не отправки SMS-сообщений, а перечисления денег на счёт мобильного телефона через терминал оплаты. Изучив множество случаев заражений такими блокировщиками, специалисты компании «Доктор Веб» пришли к выводу, что в подавляющем числе случаев коды разблокировки невозможно получить после оплаты указанным способом, то есть пользователей обманывают дважды. Это лишний раз подчёркивает один из главных тезисов: какой бы безвыходной ни казалась ситуация, не стоит отправлять злоумышленникам деньги!
Тенденция, однако, нерадостная. Мобильные операторы относительно недавно начали внедрять системы эффективного противодействия мошенничеству с использованием премиум-SMS, а тут новое использование платежных терминалов. Сразу замечу, что ваш платеж мошенникам через терминал можно отозвать, сославшись на «ошибку», но это не так-то просто. Впрочем, большинство мобильных операторов также не позволяет снять деньги со счета мобильного телефона быстро, поэтому как минимум 24 часа «на жалобу» у вас есть.
Операторы отчитались о противодействии
В 2010 году о проблеме мобильного мошенничества заговорили с особой силой. Волна случаев не оставила в стороне и мобильных операторов. Так, «большая тройка» («Билайн», «МегаФон», МТС) создала специальные разделы на своих сайтах, посвященные советам по противодействию мобильным мошенникам. В частности, в них можно узнать стоимость SMS на короткий номер и почитать о «популярных» схемах телефонных афер.
Однако по-прежнему главным тезисом в борьбе с мошенниками остается: «Предупрежден значит вооружен». То есть абоненты должны знать о возможных способах недобросовестных действий и быть «начеку».
Впрочем, на предоставлении справочной информации для абонентов сотовые компании не остановились. По сообщениям операторов, значительно ужесточены схемы работы с контент-провайдерами (владельцами премиум-номеров), дилерами. Налаживаются взаимодействие с правоохранительными органами и обмен информацией между самими операторами.
На фоне значительных усилий появилась тенденция снижения количества зафиксированных случаев мобильного мошенничества. В частности, компания «МегаФон» сообщила об уменьшении в четыре раза жалоб на контент-провайдеров за первое полугодие этого года. Динамика инцидентов с премиум-номерами снизилась в полтора раза.
Счастливым владельцам компьютеров с доступом в интернет советую заранее поинтересоваться способами мошенничества. Операторы открыли специальные сайты (разделы) с описанием способов мошенничества: safe.beeline.ru, stopfraud.megafon.ru и www.mts.ru/safety/. Там представлено большинство способов мобильного мошенничества с подробнейшим описанием схем, а также там можно узнать стоимость SMS на короткие премиум-номера.
В «МегаФоне» работает целый департамент по борьбе с мошенничеством, который, по сообщению оператора, отработал около 44 тыс. инцидентов за полугодие. В их числе более 2,5 тыс. жалоб абонентов на использование премиум-номеров аферистами, а также более десятка запросов регулирующих органов. С привлечением правоохранительных органов выявлено и заблокировано более 200 мошеннических сайтов, ежедневно блокируются от 20 и более мошеннических префиксов.
По итогам программы МТС по борьбе с мобильным мошенничеством за первый квартал 2010 года количество обращений абонентов МТС, столкнувшихся с аферистами, сократилось на 58%. В регионах Центрального федерального округа количество обращений абонентов с претензиями на действия мошенников уменьшилось в этот период вдвое.
Операторы также заявляют об активном сотрудничестве с правоохранительными органами в вопросах борьбы с мобильными мошенниками. Например, МТС сообщает, что информация обо всех номерах, уличенных в незаконных схемах, передается для проведения расследования в УВД.
Звонком или SMS на платный номер можно, например, заказать картинку, мелодию, игру эти услуги предоставляют контент-провайдеры. В рекламе таких услуг четко обозначена стоимость услуги. Но иногда короткие номера используют и мошенники. Перед тем как совершить вызов или отправить SMS, лучше уточнить стоимость услуги. Абоненты Tele2 могут узнать стоимость SMS на короткий номер USSD-запросом, набрав *125*ХХХХ# (где ХХХХ короткий номер). Абоненты МТС могут отправить на короткий номер знак вопроса (?) и в ответ бесплатно получить справку о стоимости. Подробное описание всех услуг, которые доступны абонентам по коротким номерам, можно найти на сайте, в службе поддержки или в офисе вашего оператора.
Служба поддержки:
«Билайн» 0611,
«МегаФон» 0500,
МТС 0890,
Tele2 611,
«Кодотел» 099
Не оставлена без внимания и работа с контент-провайдерами, владельцами коротких премиум-номеров. МТС ужесточил штрафные санкции в отношении контент-провайдеров. По сообщению компании, в случае подтвержденных мошеннических действий провайдер возвращает незаконно полученные средства абонентам.
И МТС, и «МегаФон» заявляют об отключении коротких номеров, замеченных в мошеннических схемах. Это позволяет не допустить перевода средств по криминальным схемам, но, конечно, не гарантирует исключения самого факта мошенничества. Впрочем, невозможность перевести деньги должна побудить абонента позвонить в службу поддержки оператора, что надо делать изначально. Помните, что, переводя деньги по мошенническим, вымогательским схемам, вы тем самым стимулируете преступников к дальнейшим действиям.
А пока, как говорится, «на Западном фронте без перемен». Несмотря на активное противодействие и снижение относительных цифр, абсолютные цифры (количество обращений, обнаружение вирусов-вымогателей) остаются значительными.
// С. Дитятев
Мошенничество занимает заметную долю VAS-услуг
Управляющий «Информ-мобила» (ИММО) Дмитрий Гумен на VI международном форуме «Мир мобильного контента» поделился видением перспектив и механизмов решения наиболее актуальной сегодня проблемы российского рынка VAS (мобильного контента) мобильного мошенничества. По мнению Дмитрия Гумена, недобросовестное ведение бизнеса некоторыми игроками рынка привело к тому, что в сознании абонента между понятиями «микроплатежи» и «мобильное мошенничество» стоит знак равенства, что крайне негативно сказывается на рынке контентных услуг. Кроме того, сохранение текущей ситуации может привести к губительному для перспективной отрасли вмешательству со стороны государства.
Согласно оценке ИММО, доля мошенничества в суммарном объеме контент-услуг на российском рынке составляет около 8%, а в партнерских программах и вовсе около 11%. В 2009 году мобильные мошенники «обобрали» российских абонентов более чем на $50 млн. Объем доходов от недобросовестного ведения бизнеса рядом игроков рынка в самые «жирные» месяцы достигал $5-6 млн.
«Меры по противодействию мошенничеству уже были предприняты операторами в начале года. Со своей стороны мы предлагаем собственные эффективные решения и призываем коллег включаться в работу по формированию цивилизованных условий на рынке. В противном случае всем нам следует ожидать «помощи» со стороны государства. Первый сигнал об этом уже прозвучал. Не так давно Роскомнадзор выступил с предложением ограничить отправку SMS на короткие номера таким образом, чтобы она была доступна лишь заключившим специальный договор абонентам», заявил Дмитрий Гумен.
// Источник procontent.ru, 17.06.2010
Успехи правоохранителей
В апреле 2010 года сотрудники управления «К» задержали банду телефонных мошенников, обманувших москвичей на 20 млн рублей. На счету банды более 100 жертв. 25-летний главарь банды, находящийся в одной из колоний подмосковного города Коломны, со своего мобильного звонил на мобильные телефоны жителей Москвы и представлялся знакомым. В разговоре злоумышленник просил одолжить 200 тысяч рублей для решения проблем с милицией и обещал вернуть деньги через неделю. Обманутые жертвы переводили деньги мнимому знакомому через электронные платежные системы в один из банков Московской области.
В марте 2010 года УБЭП ГУВД Москвы заявило о возбуждении уголовного дела по подозрению в обмане телезрителей на викторине «Спортмания», выходившей на канале 7ТВ. Дело возбуждено в отношении производителя викторины ООО «Активити».
// Источник пресс-релиз МТС
Winlock признан уголовным
«Ведомости» пишут, что следственные органы возбудили в Москве уголовное дело по фактам вымогательства денег у пользователей интернета за разблокировку компьютеров, которые блокировал вирус, распространенный в сети. Установлено, что некоторые фирмы, оказывающие услуги в области связи и доступа в интернет, создавали вредоносные программы Winlock, которые размещали на управляемых ими интернет-ресурсах.
По данным Генпрокуратуры, только за апрель 2010 года в результате указанной незаконной деятельности был получен доход в размере более 790 тысяч рублей. По результатам проверки главное следственное управление при ГУВД по Москве возбудило уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество) и ч.1 ст.273 УК РФ (создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ), которые предусматривают лишение свободы от трех до шести лет соответственно.
// Источник procontent.ru и газета «Ведомости»
|