На сегодняшний день именно сотовые операторы обладают самыми большими (несчитая «Ростелеком» и ЖКХ) в стране базами кредитных историй, в том числе базами данных абонентов-неплательщиков (так называемая система D-Telecom).
В базе D-Telecom собраны все абоненты-неплательщики, подключившиеся после июня 2005 г. (именно с этого момента в контрактах сотовых компаний появилась небольшая строка о согласии абонента на предоставление данных о себе в кредитное бюро), главным образом клиенты-должники, оплачивающие услуги связи кредитным способом. Помимо данных на частных лиц, база содержит и сведения о неблагонадежных корпоративных клиентах.
Всего в ней находится порядка миллиона абонентов, что равнозначно ежегодным потерям порядка $20 млн. Это так называемые злостные неплательщики, то есть те абоненты, которые не оплачивают счета в течение 60 дней. Наибольшее число неплательщиков у «Вымпелкома» (порядка 400 тыс.), у «МТС» и «Мегафона» в сумме всего около 600 тыс.
Ранее D-Telecom использовали исключительно операторы «большой тройки», «Транстелеком» и Golden Telecom для обмена информацией о недобросовестных клиентах. Но с апреля к системе получили доступ и кредитные организации. Логика проста: если человек постоянно задерживает оплату мобильного счета, то, скорее всего, он будет задерживать и оплату по банковскому кредиту. (Для справки: по данным ЦБ, в России сегодня насчитывается 18 млн банковских кредитных историй на общую сумму 2,1 трлн руб., из которых просроченными считаются 58,2 млрд руб.)
Как бы там ни было, в ситуации тотальной нехватки кредитных историй история мобильных кредитов выглядит резонной альтернативой, но с некоторыми оговорками.
Во-первых, сомнительна законность самой передачи персональной информации абонента как от сотовой компании кредитному бюро, так и от кредитного бюро третьим лицам. Допустим, в большинстве контрактов на услуги сотовой связи есть строка о том, что клиент согласен на передачу его данных в кредитное бюро, но едва ли это подразумевает согласие на дальнейшую передачу кому-либо данных из бюро.
Во-вторых, сотовые операторы отмечают: чем позитивней кредитная история в сотовой компании, тем проще будет получить кредит в банке. Вероятно, они полагают, что банки пойдут от обратного: есть человек в базе значит, неплательщик, нет стало быть, хороший и честный человек. Или все-таки будут передавать данные всех абонентов?
Кроме того, есть еще ряд «интересных моментов». Если даже в договоре с мобильным оператором (который практически никто не читает) есть пункт о разглашении каких-либо сведений, никому в голову не придет оспорить его. А если и придет, то компания не будет переделывать договор под ваши требования: «не хочешь не ешь». Я и сам не читал этот договор ни разу, хотя у меня штук шесть «номеров», тремя из которых я пользуюсь постоянно.
Телефоны это вообще первая ласточка возможности тотальной слежки за любым из нас, получения полной и достоверной информации о всех тайнах личности. По «сотовому телефону» можно не только узнать материальную состоятельность человека, но и ежесекундно определить местонахождение любого абонента в любой точке мира (где есть связь). Хочет Иван Иваныч скрыться от жены, например, ничего не выйдет. Муж заверит: «Я в командировке в Урюпинске», а друг подскажет: «Твой муж на пляже в Сочи!» и по «пересекающимся звонкам» и другим факторам теоретически сможет узнать даже то, с кем человек на этом пляже.
Видимо, в итоге все базы будут объединены. Власти скажут: «Если ты законопослушный человек, то что тебе скрывать? Возвести миру добровольно о своей порядочности! Получи себе единую дистанционно считываемую пластиковую ИНН-карточку, в которой будет всё про тебя, от даты рождения и болезней до пропуска на работу и всех твоих платежей. И ходи с этой карточкой везде, от доктора и ГАИшника до супермаркета и банка. Или того лучше чип под кожу вшей. Карточку-то и украсть ведь могут ». С. Трегубов по материалам «Цифровика»