Сегодня многие рассматривают телефон уже не просто как средство
связи, а как помощника и настоящего друга. Из простого аппарата, служащего для болтовни, он
частично переквалифицировался в средство помощи, а иногда
даже спасения.
Сегодня вообще стало модно говорить о стрессах, подстерегающих
повсюду. После трагедии "Норд-Оста"одни боятся ходить в театр, другие после
Беслана со страхом отпускают детей в школу. Тревожность и одиночество стали приметами
времени. Справиться самостоятельно со своими опасениями удается далеко не всем. Одни
обращаются в экстренных случаях за помощью к друзьям, воспринимают дилетантские советы
слишком буквально, в результате чего впадают еще в большую депрессию, теряют всякий
контроль над собой и возможность выпутаться. Другие до последнего пытаются убедить самих
себя, что у них все в порядке.
Обратиться в клинику решаются лишь единицы. Как утверждают
специалисты, люди в большинстве случаев просто боятся гласности, вдруг о визите узнают
знакомые и сочтут их за сумасшедших. Поэтому вместо врачей помощником часто становится
спиртное или же наркотики. Именно для этих людей, а также тех, кому некуда пойти со своей
бедой, и существуют городские службы экстренной психологической помощи, в народе
называемые телефоном доверия.
Специалисты выявили наиболее часто встречающиеся проблемы, на
основе которых были созданы узкоспециализированные телефоны доверия. Например, свой
телефон существует для страдающих алкоголизмом или наркоманией, свой для женщин,
подвергшихся насилию, особый телефон для ВИЧ-инфицированных. Между этими
организациями хорошо налажены связи, и абонентам нередко советуют позвонить по другому
телефону врачу, специализирующемуся именно на этом типе проблем.
Главным плюсом телефонов доверия, по мнению граждан, является
анонимность. Их клиентами становятся даже мужчины, которые, относя себя к сильному полу,
считают, что не имеют права проявлять слабость. Хотя звонки от них поступают крайне редко.
80% звонивших являются женщинами.
Если верить данным статистики, первое место в списке проблем, с
которыми обращаются в службу, занимают конфликты в семье около 40%. На
непонимание со стороны противоположного пола жалуются и подростки, и пожилые люди. Как
говорится, любви все возрасты покорны. К этой же категории проблем относятся и сексуальные,
с которыми люди стали обращаться все чаще и чаще.
Делятся семейными секретами, как утверждают специалисты, охотнее
мужчины. Они просто рассказывают все, что происходит в их семье, не отстаивая свое мнение.
Обращаются в службу в основном за объективной оценкой происходящего. Охотно вступают в
диалог с врачом.
Мужчины стараются поговорить о семейных проблемах с психологом-
женщиной, а вот женщины с врачом-мужчиной. У специалистов в этих случаях есть и
постоянные абоненты, которые обращаются только к "своему"доктору.
Вторую позицию в списке проблем прочно удерживают случаи
алкоголизма и наркомании, причем звонят в основном родственники страдающих этими
страшными недугами.
Далее следуют абоненты с расстройствами психики, которым необходима
не столько психологическая, сколько медицинская помощь. В таких случаях максимум, что
может сделать дежурный психолог, это порекомендовать успокаивающее лекарство.
Вообще-то, врач не может указать позвонившему план действия, его цель помочь
абоненту самому разобраться в своих проблемах.
Попадаются и агрессивно настроенные абоненты, жалующиеся на
родственников, соседей, да и на все общество сразу. Психолог не имеет права завершить
разговор, пока человек окончательно не успокоится. Беседа может продолжаться несколько
часов. Бывают случаи, когда врач вынужден подолгу отговаривать абонента от применения силы
по отношению к окружающим, скажем, к соседям, включившим музыку посреди ночи.
Нередко абоненты оставляют номера своих телефонов на случай, если
позвонит такая же одинокая душа и захочет с кем-то пообщаться. Как ни прискорбно, с
подобными просьбами обращаются в большинстве своем пенсионеры, у которых не
складываются отношения с детьми и внуками.
Задача психолога выслушать и успокоить абонента, при
необходимости посоветовать обратиться к специалистам. Личный контакт невозможен, хотя
бывают случаи, когда абоненты просят врача встретиться в неофициальной обстановке,
мотивируя это доверием именно к нему.
Хотя сами психологи утверждают, что только тот факт, что, столкнувшись
на улице, пациент и доктор никогда не узнают друг друга, и повышает доверие к подобным
службам. А. Черникова
Телефоны доверия медико-психологической помощи. Телефоны для всех:
52-52-47 (работает с 9.00 до 17.30), 71-53-50 (21.00-7.00); Телефон для подростков:
14-08-97 (15.00 21.00); Проблемы наркомании и СПИДа:
39-30-93 (10.00-18.00); Консультации по проблемам репродукции, сексуальное здоровье:
31-24-59 (с 9.00 до 90.00); Семейные консультации по проблемам с подростками. Избавление от зависимостей:
72-34-24 (9.00-17.00)
Кстати. Ассоциация телефонных служб доверия (есть такая в России)
рекомендует, что на 500 тысяч населения должен работать хотя бы один телефон доверия. В
Воронеже на миллион человек населения приходится около десяти телефонов, по которым могут
позвонить люди в минуту слабости или отчаяния.