В Воронеже состоялся областной конкурс профессионального
мастерства операторов связи. В нем приняли участие 37 специалистов,
представляющих 16 узлов электросвязи и ЦРК. Сложные многоэтапные состязания не
только выявили лучших работников подразделений "Воронежсвязьинформа",
но и помогли определить перспективы дальнейшего развития клиентского
сервиса.
В добрый час!
Операторы связи находятся на переднем крае, ближе всего к
абоненту, сказал, открывая конкурс, директор
"Воронежсвязьинформ" -филиала ОАО "Центртелеком" Александр
Хаустович. Если телефонистки справочных служб или оператор
"междугородки" контактируют с клиентом по телефону (что тоже
непросто), то операторы клиентских центров общаются с ним с глазу на глаз. И от
того, как проходит это общение, зависит впечатление о работе нашего предприятия.
Сейчас мы работаем в условиях реальной конкуренции. Абонентов
сотовых сетей в Воронеже и области уже около 300 тысяч, что сравнимо с числом
абонентов проводной телефонии. Мы учимся лучшей работе с клиентом, в том числе
у наших конкурентов. Если раньше наш головной сервисный центр назывался Центром
по работе с клиентурой, то теперь это Центр по работе с клиентами, что звучит,
согласитесь, более уважительно.
Мы взяли на вооружение принцип "единого окна". Это
значит, что оператор в этом "окне" должен знать все: и как оформляется
договор на предоставление доступа к телефонной связи, и из чего складывается
плата за каждую из услуг, и многое другое.
По настоящему работа с клиентом
"Воронежсвязьинформа" началась с организации ЦРК, который, кстати,
через месяц будет отмечать свое девятилетие. Тогда, в середине 90-х, наметился
переход от монопольного существования к работе в условиях конкуренции. Это
требовало совершенно нового качества сервиса, новых технологий в обслуживании
клиентов, иного мировоззрения самих сотрудников.
Главное плодотворно работать на своих рабочих
местах. Чтобы люди чувствовали уважение к себе, и у них рождалось уважение к
"Воронежсвязьинформу" и связи в целом.
В жизни бывает сложнее
"В жизни бывают более сложные ситуации, но решать их
проще, чем на конкурсе". Так почти в один голос заявят участники конкурса
по завершении марафона. Первым этапом была проверка теоретических знаний.
Человеческий фактор сведен к минимуму. Два десятка компьютеров одновременно и
по-машинному жестко тестировали всю группу и никаких тебе
подсказок или слов поддержки. За 30 минут нужно было ответить на 50 вопросов по
основам законодательства отрасли и правилам оказания услуг телефонной связи. При
этом нередко предлагалось сразу два-три варианта правильных ответов, что еще
больше усложняло задачу.
Интересно, что у операторов отделений электросвязи трое
участниц набрали по итогам компьютерного теста по 4,90 очка из 5,00 возможных:
факт маловероятный, но неоспоримый: очки подсчитывала бесстрастная машина, и
подсказки были невозможны.
Второй тур практический участницы
выполняли, не сходя с тех же рабочих мест. Это было 10-минутное задание по
расчетам за услуги связи. Ошибка на копейку и компьютер ставил
конкурсанту ноль вместо единицы.
Но самым серьезным испытанием был конкурс "Общение с
клиентом". Это задание потребовало от девушек не только знаний норм и
правил, но и максимальной выдержки, доброжелательности и вежливости, умения
найти выход в нестандартной ситуации. "Умение защищать интересы
компании" были лишь пятым пунктом в списке критериев строгого жюри.
Проблемы, которые нас выбирают
Лидерам групп по жребию досталось участвовать в розыгрыше не
самых простых ситуаций. Выполняя наставления психолога, актеры-клиенты были
несговорчивы и старались любым способом усложнить переговорный процесс, едва
только у оператора намечался успех. Казалось, они готовы были мучить своего
партнера бесконечно. Но у оператора было только 10 минут, чтобы разрешить
ситуацию.
Все нюансы этой психологической борьбы, где оператору
разрешалось использовать только одно оружие доброжелательность,
передать в тексте газетного репортажа невозможно.
Калине Смирновой выпала ситуация N12: "Клиент в
отделении связи хочет подать телеграмму в адрес воинской части (на полевую
почту), но не знает номера отделения связи".
Сценарием предлагался такой ответ: "На оператора связи не
возлагаются обязанности знать номера отделений связи полевых почт. Номер такого
ГОС является элементом адреса и должен указываться отправителем. В общем случае
данные ГОС определяются Минобороны России".
В общем-то, сухая, невзрачная ситуация. И не очень приятная
для клиента. Тупиковая.
Тупиковая? Калина чуть рискнула и поинтересовалась содержанием
телеграммы.
Я женюсь! бойко сымпровизировал актер.
Она спрашивала не ради праздного любопытства, а чтобы оценить,
насколько важна новость и, значит, насколько реально, что вместе со связистами
навстречу клиенту пойдет другая компетентная сторона Минобороны
России. Да, военкомат вполне может по поводу такой новости предоставить ему
номер полевой почты. А остальное сделают связисты. Это решит для человека
проблему даже в ситуации, не предусмотренной буквой правил, но и не запрещенной ими.
- Жениться теперь буду через военкомат, буркнул
клиент, но видно было, что уходит он вполне удовлетворенный ответом.
Еще зрителям понравилось, как почти любовно она называла
телеграмму: "ваша телеграммочка ".
Наталье Солодовниковой досталась ситуация N 6: "Клиент
заключил договор с предоплатой на установку телефона. Затем продал эту квартиру
и купил новую, где имеется телефон, и хотел бы этот телефон переоформить".
Все правильно сделала Наталья: ознакомилась с документами
клиента, объяснила порядок переоформления телефонов при покупке, предложила
написать соответствующее заявление. Но когда она по виртуальному компьютеру
проверила данные клиента, а по воображаемому телефону поговорила с реальным
работником ГТС, когда она с улыбкой заверила посетителя, что его деньги,
уплаченные по договору, не пропадут и по новому адресу у него обязательно будет
телефон, и когда клиент улыбнулся в ответ, забыв, что он актер, а не клиент, то
тогда Наталья заработала не только пятерки в оценочной ведомости, но и искренние
аплодисменты зала. Первые аплодисменты с начала конкурса.
Такие же аплодисменты раздались, когда чествовали
победителей. И победительниц, и чуть уступивших им лауреатов Оксану
Кузнецову, Галину Козлову, Людмилу Черезову, Татьяну Тупикину, и обладательниц
почетных номинаций Ольгу Бевзу (Воронеж, номинация "Молодость и
обаяние"), Людмилу Щербинину (Репьёвка, "Великий теоретик"),
Елену Железную (Лиски, "За волю к победе"), Надежду Коновалову (Новая
Усмань, "Великий практик"), Веру Дудкину (Кантемировка, "Внимание
и доброжелательность").
Кроме того, специальные призы учредили Ассоциация электросвязи
Центрального Черноземья и обком профсоюза работников связи.
Быть обаятельными, уважать клиента такая же
обязанность оператора, как знание норм и отраслевых правил, сказала
Ольга Бевза, и подруги ее охотно поддержали.
Они теперь знают и умеют немного больше.
Вместе с ними планку профессионального мастерства чуть
приподнимут их коллеги на местах в тех сервисных центрах и
отделениях связи, куда вернулись конкурсанты и где вновь приступили к
работе.
Игре еще не конец
"Хорошую традицию мы возрождаем, хотя и не без труда:
это требует больших и по-настоящему творческих усилий, сказал после
подведения итогов председатель оргкомитета, заместитель директора
"Воронежсвязьинформа" Владимир Солоненков. Кадровая
служба уже сделала выводы о направлениях повышения квалификации персонала на
местах. Как оказалось, все нуждаются в лучшей психологической подготовке. Что
ж, конкурсы профмастерства не только проверка знаний, не только
обмен опытом, но и серьезный психологический тренинг.
В конечном итоге главный процесс здесь не конкуренция, а
учеба, обмен опытом, распространение новых сервисных технологий. Ну и, кроме
того, общение, возможность оглядеться среди коллег.
Телефонная сеть в ряде районов уже близка к насыщению. Еще
100-150 тысяч номеров и произойдет качественное изменение ситуации;
мы сможем предложить и быстро установить телефон практически любой семье, любому
желающему.
Главным станет качество, уровень и набор услуг. Каждая из
вновь осваиваемых услуг требует соответствующего сервисного сопровождения.
Поэтому такие конкурсы должны быть регулярными. Они
обязательно будут регулярными и станут хорошей школой и настоящим праздником
мастерства. А.Саубанов