Обозреватель международной рубрики нашей газеты Ашер Зеликсон этим летом посетил
Россию. Что бросилось в глаза при посещении нашей страны человеку, который
объездил почти весь мир, активно пользуется сотовой связью и Интернетом?
Об этом
материал в нашей традиционной рубрике "Рассказы старого еврея".
"Коммунизм это советская власть плюс
сотовизация всей страны!"
"Каждому советскому гражданину по мобильному телефону!"
Этими лозунгами, без сомненья, были бы увешаны города, если бы
протянул Союз до XXI века. И уж точно основным пунктом "Основных
направлений развития народного хозяйства" было бы: "Досрочно к 30-му
Съезду КПСС полностью закончить сотовое покрытие страны!".
Так думал я дождливым июнем, гуляя по российским городам и
поражаясь масштабу распространения и уровню развития сотовой связи. И правда,
вступив в эру сотовой связи с достаточно серьезным опозданием по
сравнению с большинством стран Запада, Россия успела не только
догнать их семимильными шагами, но и уже в кое-каких аспектах, как мне
показалось, перегнать некоторых из них.
Количество мобильников "на душу населения" намного
выросло. Естественные тенденции расширения услуг операторов связи в условиях
увеличивающейся конкуренции между ними и, как результат, неуклонное снижение цен
на эти услуги привели, как и ожидалось, к значительному росту числа
пользователей. Надо отдать должное, разумеется, и развитию новых технологий, и
техническому оснащению инфраструктуры сотовых сетей.
Действительно, сегодня в России мобильник превратился из
предмета роскоши в обычный бытовой прибор, не менее распространенный, наверное,
чем видеомагнитофон. А кто не помнит, как в конце 80-х годов прошлого века
смотрели на счастливого обладателя видика, пусть даже такого мастодонта, как
"ЭЛЕКТРОНИКА-ВМ"!
Итак, не останавливаясь сегодня на изобилии выбора самих
сотовых трубок и вопросах их эксплуатации, отдам должное трем китам российского
GSM "МТС", "Мегафону" и "Би Лайну",
обойдя операторов других стандартов связи. Сравню для примера их сервис и услуги
с нашим GSM-оператором "Orange".
Во-первых, меня поразили легкость, быстрота и отсутствие
какой-либо бюрократии при подключении к услугам оператора. Самое большее
полчаса вот сколько нужно для решения о выборе тарифного плана и
покупке смехотворно дешевой СИМ-карты, и это при высокопрофессиональной помощи и
вежливом обращении работников салонов связи. Во-вторых, чуть ли ни не через
каждые сто метров я натыкался на пункты платежей сотовым компаниям
следовательно, никаких затруднений с пополнением баланса у клиента не возникнет.
Да и почти в каждом киоске есть предоплаченные балансные карты!
В-третьих, кроме шуток, уверенное сотовое покрытие и
автоматический свободный роуминг я наблюдал не только в крупных городах и даже
на многих станциях метро Москвы и Санкт-Петербурга, но, что меня приятно
удивило, и в местах, достаточно отдаленных от цивилизации. Сидеть на берегу
красивейшего озера посреди карельского леса и наслаждаться высоким качеством
связи, разговаривая с домом, что на другом континенте, это что-то!
Так и хотелось подкинуть идею для рекламного ролика.
Пожалуй, на этом мои дифирамбы заканчиваются.
Рассматривая вопрос о подключении, замечу, что израильский
оператор "Orange" также имеет план подключения, при котором абонент,
покупая СИМ-карту, в дальнейшем пополняет ее баланс через предоплаченные карты с
ПИН-кодом. Однако такой план весьма непопулярен, так как тарифы и немного выше,
и нет возможности получить всевозможные скидки, предоставляемые абонентам плана
ежемесячной оплаты. В последнем случае, как правило, абонент предоставляет
сотовому оператору данные своей кредитной карты (или банковского счета, что
реже) и больше уже не должен думать о проверке баланса и его пополнении. Счет и
распечатка звонков приходят раз в месяц. С другой стороны, абоненты плана
предоплаченного баланса имеют большую возможность экономить, контролируя
расходы; надо сказать, что этот план в основном выбирают люди с более скромным
достатком, не имеющие кредитных карт. Однако и в том, и в другом случае,
несмотря на дороговизну СИМ-карт в Израиле ($30-50 в зависимости от выбора
плана), следует отметить одно железное преимущество перед российскими
операторами: все входящие звонки у всех операторов и при всех планах
бесплатные. Монопольный оператор проводной связи компания "Безек"
тарифицирует все звонки повременно с соответствующей надбавкой при звонках на
сотовые номера. Конечно, в России приятнее звонить с домашнего
телефона даже на федеральный номер (если оператор в твоем городе)
тариф идет местный, но платить за входящие звонки это, по-моему,
несправедливо. У "Orange" нет такого изобилия сбивающих с толку
тарифных планов, как в России, а просто есть фиксированный посекундный тариф в
15 центов минута на звонки внутри сети и на городские номера и тариф в 25 центов
на звонким другим сотовым операторам. Есть 80-процентная скидка на звонки на
четыре телефона своей сети, если они зарегистрированы как принадлежащие одной
семье и оплачиваются с одной кредитной карты, а также возможность получения 50-
процентной скидки на ещё два номера своей сети при ежемесячной доплате в $5. И
никакой ежемесячной абонентской платы платишь только за то, что
наговорил. Что касается предоплатного плана, то даже при нулевом балансе можно
спокойно принимать входящие звонки и "эсэмэски" в течение года после
последнего пополнения баланса.
По тому же принципу бесплатных входящих звонков работают
и два сотовых оператора соседнего с нами Египта "Мобинил"
и "Водафон". Разница в том, что тарифицируют они поминутно, взимают
абонентскую плату с плана ежемесячной оплаты (при котором тариф на сами звонки
куда ниже, чем на предоплатном); зато период приема звонков при нулевом балансе
предоплатного плана (у них он называется "период милости") всего лишь
месяц.
Так что в целом ситуация с сотовой связью меня
порадовала технически Россия догнала мировых операторов связи, но
вот тарифные планы надо дорабатывать навстречу абоненту, а не только
в интересах самих компаний связи!