В Москве прошло первое годовое общее собрание
акционеров компаний связи центра России, объединенных под началом
ОАО "ЦентрТелеком". Новый закон "О связи", а
также перспективы развития "повременки" в России
обсуждались на пресс-конференции после собрания.
Итоги слияния компаний
Рассказывает генеральный директор ОАО
"ЦентрТелеком" Рубен Амарян:
- Идея слияния, она как раз и предполагала, что
сильные должны стать сильнее, а слабые должны стать сильными. Это если
коротко. Мы сегодня проводим именно такую политику. Но, когда я
общаюсь с руководителями филиалов, которых у нас 17, мы поставили
такое условие чтобы не было иждивенческих настроений.
Мы сегодня оптимизируем сам процесс внутри этих филиалов. Мы
выявили "узкие места". Мы отвергаем все нерентабельные
проекты. Конечно, я не беру во внимание социально значимые проекты.
Мы не можем от них отказываться. Перед слиянием были такие опасения,
что от сильных будут деньги перекачиваться слабым. Могу заверить, что
этого не происходит и происходить не будет. Немаловажно, что акции
компании котируются на рынке, а чистая прибыль за первый квартал в
сравнении с прошлым годом возросла в 4 раза. Это и есть первые
положительные итоги слияния.
Новый закон "О связи"
Огромное число звонков раздаётся в нашей
редакции и в приёмной "Воронежсвязьинформа" по этому
поводу. Многие уже сегодня требуют изменить им систему оплаты. Кто-то
просто просит разъяснений.
Посмотрев репортаж на одном из телеканалов,
абоненты, если можно так сказать, были введены в заблуждение. В
материале московских журналистов говорилось, что закон "О
связи" принят. Новый закон "О связи" действительно был
принят на заседании Государственной думы в третьем чтении. В него было
внесено более 1500 поправок. Но для того, чтобы стать полноценным
законом, закону "О связи" (как и всякому другому, за который
проголосовали депутаты) еще предстоит пройти целый ряд процедур. В
частности, он должен быть одобрен в Совете федерации и подписан
президентом России. Кроме того, поскольку в новом документе сказано о
праве абонента на выбор системы оплаты услуг местной телефонной связи
между повременной или абонентской, Министерство по антимонопольной
политике Российской Федерации обязано утвердить новые тарифы на
оплату. И, наконец, любой закон считается вступившим в силу только
после его опубликования в средствах массовой информации.
Следовательно, на сегодняшнем этапе мы имеем лишь факт состоявшегося
нормотворческого акта, а не руководство к действию. Возможно, это
произойдёт уже к тому времени, когда вы будете читать эту статью, но не
исключено, что вступление закона в силу в виде руководства к исполнению
произойдет не так скоро, как многим хотелось бы.
Так вступит ли в действие новый закон "О
связи" в том виде, в котором он принят сегодня депутатами, и что
будет дальше? Сможет ли абонент реально выбрать между абонентской и
повременной системами оплаты за связь? Что положительного несёт новый
закон связистам и как он будет исполняться "на местах"? Об
этом на пресс-конференции рассказал генеральный директор ОАО
"Связьинвест" Валерий Яшин.
- Мы считаем, этот закон пройдёт в сегодняшнем
виде. Это просто закон, который позволяет определить правила работы
всех операторов связи на рынке телекоммуникаций. Вот его самая главная
задача. В чём мы видим плюсы этого закона: по крайней мере, начиная с
2005 года в бюджетах будут закладываться суммы для льготников. Сейчас
вы знаете, какая ситуация! Нам платят 50% льготники, потом идёт долгая
процедура не хотел бы говорить это слово, но
придётся "выбивания" денег из казначейств,
ведомств, губернских чиновников и т.д. И обратно приходит только часть
этих средств. В результате связисты недополучают эти деньги. При новом
же законе компании будут получать их стопроцентно. И возвратить деньги
льготниками будет проблема местных бюджетов, собесов. То есть льгота,
положенная государством, будет обеспечиваться, но ни в коем случае не за
счёт компаний связи.
О "повременке"
- Что касается "повременки", то я
по-прежнему считаю, что это наиболее справедливая система оплаты за
услуги связи. Для меня это абсолютно ясно. Но времена меняются:
Сегодня мы должны выполнять закон, и если он будет принят, то тогда все
должны понимать: Есть повременная оплата, где есть небольшая
постоянная составляющая плата за линию и всё остальное
зависит от самого человека, который говорит или не говорит, использует
телефонную линию или не использует, он сам регулирует свои расходы на
связь. Или связисты будут постоянно ходить в МАП (Министерство по
антимонопольной политике РФ орган, который принимает
решение об изменении тарифов на услуги связи.
"ВС") и с помощью разных очень убедительных и
существенных аргументов говорить о повышении тарифов: на
строительство, на банковские кредиты и т.д. Сегодня мы констатируем, что
тариф на местную телефонную связь наконец дошел до уровня
себестоимости. Спасибо большое МАП! А где, извините, брать плату по
привлеченным кредитам?!
Мы закон будем исполнять! У абонента будет
возможность выбрать "повременку" или абонентскую плату.
Конечно же, он не будет выбирать два или три раза в год. Это будет
неправильно. Это надо будет тоже рассматривать: а сколько раз за время
своего, так сказать, "абонентства" можно менять систему
оплаты? Вот пример: уехал пожилой человек на всё лето на дачу. И его
четыре месяца нет дома. Почему же он должен платить всю эту полную
абонентскую плату? Он скажет: "Нет, я не хочу, я буду на
"повременке" эти месяцы". Что же получается: он летом
будет на одном тарифе, зимой на другом?! Тогда будет,
наверное, плата за изменение тарифного плана, достаточная, которая
компенсировала бы связистам все расходы на эти переключения. Это тоже
будет справедливо с точки зрения оператора. То есть здесь очень много
нюансов: Но закона пока нет. Будет закон будем
думать. Соб. инф., Москва 24 июня 2003